Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) определено, что управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26).
В соответствии с Законом об образовании (ч. 4 ст. 26) статус коллегиальных органов управления школой имеют:
в обязательном порядке:
— общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся),
— педагогический совет;
согласно Уставу образовательной организации:
— попечительский совет,
— управляющий совет,
— наблюдательный совет,
— другие органы.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления школой, порядок принятия ими решений и выступления от имени школы устанавливаются ее Уставом в соответствии с законодательством РФ. При этом должны быть четко определены перечень функций и полномочий руководителя, как единоличного исполнительного органа школы, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, и перечень функций и полномочий, передаваемых ее коллегиальным органам управления (п.3 ст. 26 №273-ФЗ).
В отличие от органов самоуправления коллегиальные органы управления школой имеют право принимать решения по тем вопросам, которые оговорены в ее Уставе. Решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений — родителей, учащихся, педагогов, директора и администрации школы. Коллегиальный орган управления школой имеет право выступать от ее имени.
Коллегиальные органы управления могут также контролировать исполнение принятых решений, что позволит свести к минимуму риск отрицательного результата работы.
По мнению начальника управления Рособрнадзора Евгения Семченко, Управляющие советы, имеющие статус коллегиального органа управления школ, могут быть привлечены к оценке качества образования, на основании объективных данных принимать решение или рекомендовать органам власти применять те или иные решения в отношении согласования образовательных программ, формирования программ повышения квалификации и переподготовки учителей, формирования комплекта учебников, делать предложения по корректировке образовательных стандартов.
Примечание. Выступать от имени школы означает иметь право:
представлять интересы школы перед любыми лицами и в любых формах, не противоречащих закону, в том числе обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями, жалобами;
совершать сделки;
защищать права и законные интересы школы всеми допустимыми законом способами, в том числе в судах.
По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч. 6 ст. 26), в школе могут быть созданы:
советы обучающихся,
советы родителей (законных представителей),
представительные органы работников.
Порядок учета мнения этих органов также должен быть определен Уставом школы. А вот сам состав и порядок работы их регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами таких органов.